Досудебная претензия по договору

Досудебная претензия – желательный шаг к разрешению спора между заказчиком и исполнителем услуг. Ее наличие также будет доказательством в суде о попытке решить конфликт в договорном порядке. Исходя из этого, можно сказать, что роль претензии достаточно серьезна. Она позволяет не только обозначить те проблемы, которые возникли в ходе исполнения договора, но и своевременно предотвратить развитие ситуации до судебной инстанции.

Договорные взаимоотношения предполагают возникновение спорных ситуаций. Как правило, во всех договорах прописывается метод решения споров – судебное разбирательство. Но суд является крайней мерой, т.к. судебное разбирательство потребует много времени и сил, даже правота истца не вызывает сомнений. Как альтернатива - досудебная претензия по договору, решающая конфликт без длительных процедур в судебных инстанциях.

Что можно требовать в претензии

Требования в претензии зависят от того, какие именно пункты договора нарушены. Главная цель создания такого рода документов - заставить вторую сторону исполнить взятые на себя обязательства.

При этом, если суть претензий от исполнителя практически всегда очевидна и однозначна: требование оплаты своих услуг, то у заказчика этот список может быть значительно более широким. Так, например он может требовать снижения стоимости услуг (при условии, что его не удовлетворили их качество или количество), бесплатного устранения негативных последствий предоставленной услуги, расторжения договора и возмещения понесенных трат и т.д.

Структура досудебной претензии

Единых правил по оформлению претензии не существует. В каждой организации могут быть свои требования к такому документу. Главные требования - информация о контрагентах, сведения об адресатах, адреса, логичность и достоверность требований, возможность подкрепить их письменными или вещественными доказательствами, ссылка на нормативные акты (законы, постановления Правительства РФ и т.д.). Также важна четкая формулировка требований и изложение перспектив ответственности в случае невыполнения законных требований. Главное, чтобы получатель претензии мог четко понять, что грозит ему в случае отказа от добровольного выполнения обязательств.

Претензия составляется в двух экземплярах, которые идентичны по своему содержанию и равнозначны по праву. После составления претензию следует зарегистрировать в журнале учета документов, а отправляемый вариант отметить в журнале исходящей корреспонденции. Переслать претензию можно по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или же передать с курьером или представителем фирмы (при этом следует заручиться подписью представителя контрагента о получении документа).

Подтверждение добросовестности

В претензии обязательно надо указать, что отправитель выполнил свои обязательства в полном объеме - произвел платеж за оказанные услуги (полностью или в согласованной части). Следует указать ссылку на документ, который подтверждает доводы отправителя претензии – например, квитанция, платежное поручение и т.д.

После подтверждения надлежащего выполнения обязательств переходим к указанию нарушений со стороны получателя претензии. Необходимо обозначить, что работы выполнены некачественно, неоднократно переделывались и автору претензии причинен вред (при этом нужно указать, в чем именно он заключается, и какие действия исполнителя причинили заказчику вред). Требования в претензии не могут основываться исключительно на усмотрении и желании. Они должны быть подтверждены законодательными нормами. Можно делать ссылку на нормы ГК РФ, законы, регулирующие особенность оказания конкретных услуг.

После написания претензии

Отправленная претензия может иметь разные последствия. Первый и самый удобный для всех – устранение недочетов и дальнейшее сотрудничество. Второй – игнорирование требований. В этом случае законодательство допускает возможность расторжения договора в одностороннем порядке, даже если такой пункт отсутствует в самом документе.

Также сторона, понесшая убытки вследствие невыполнения условий договора оказания услуг, вправе обратиться в суд. Претензия в этом случае будет служить еще одним доказательством о нарушении обязательств второй стороной.

Может показаться, что написать досудебную претензию не так уж и трудно. Но следует помнить, что существует масса нюансов, которые сложно учесть без специальных знаний в сфере юриспруденции. Иногда даже неправильно указанное приложение к договору может стать причиной отказа в рассмотрении.

Обращайтесь к экспертам по рассмотрению договорных споров.

Мы поможем разобраться в тонкостях права, станем представителем в мирном урегулировании спора, а при необходимости и в суде. Положительный результат гарантируем – работаем с 2003 года, юристы юридической компании Вашъ представитель в совершенстве знают законодательство, в активе сотни благодарных клиентов. Ждем Вашего звонка по тел. +7 (495) 640-42-43 и гарантируем, что обращение по разрешению договорных споров будет разрешено нашими арбитражными юристами максимально качественно и быстро.

Все статьи